Лошарик-робот оживает за счёт кинетической памяти

Бытовые роботы - Роботы игрушки

лошарик-робот оживает за счёт кинетической памяти

Игрушка эта сама по себе не новая, родилась она в 2003 году. Но до сих пор ходила в лабораторных да выставочных образцах, совершенствовалась, обрастала дополнениями. Специалисты её хвалили, а что толку — испытать новинку могли лишь отдельные счастливчики, так или иначе связанные с разработчиками. Теперь же этот конструктор стало возможным купить. Чем не повод для знакомства?

Набор Topobo создали трое исследователей из медиалаборатории Массачусетского технологического института (MIT Media Lab) — Хейс Солос Раффл (Hayes Solos Raffle), Аманда Паркес (Amanda J. Parkes) и Хироси Исии (Hiroshi Ishii).

Из элементов Topobo можно собирать самых разнообразных роботов: от созданий, напоминающих реальных животных (собачек, крабов) до фантазийных монстров. Главная же особенность системы — этих существ можно программировать на любые сложные движения без всякого компьютера. Как? Очень просто — своими руками. Секрет кроется в моторчиках с так называемой кинетической памятью. Однако, прежде чем разобраться с её работой, — немного предыстории.

Идеологическим предшественником Topobo авторы системы считают робототехнический конструктор Lego Mindstorms в разработке которого, к слову, принимали самое непосредственное участие специалисты всё той же медиалаборатории Массачусетского института (правда, то была другая команда).

В нынешнюю его версию (называемую NXT) входят центральный блок с электронными мозгами , которые можно программировать через PC или Mac, сервоприводы, куча датчиков (контакта, звука, света, ультразвуковой сенсор), всяческие проводки и набор кирпичиков , из которых можно собрать хоть андроида, хоть скорпиона, хоть лифт, хоть промышленный манипулятор настольного масштаба.

Базовая программа, с помощью которой оживляют NXT-ботов, проста в обращении (интерфейс drag and drop), но если владелец набора желает пойти глубже — он может сам написать любой софт для своего подопечного, воспользовавшись языками RCX Code, ROBOLAB, C++ и целым рядом других.

Кто будет возиться со всем этим добром? Явно не первоклашка. Но главная претензия со стороны Хейса, Аманды и Хироси в отношении Mindstorms была даже не сложность в обращении (не столь уж и высокая), а некий разрыв между программированием виртуального бота на экране и результатом — действиями машинки на столе. Эти два процесса были словно из разных вселенных. Ведь сначала пользователю нужно было представить — чего он хочет, и нарисовать это, управляясь не с реальными, а с абстрактными объектами.

Наши же герои считали, что для максимально интуитивного взаимодействия с роботом в него должен быть встроен осязаемый интерфейс . То есть ребёнок может попросту играть с мишкой , лошадкой или котиком так, как он играет с обычными игрушками: переставляя своими руками их лапки или поворачивая им голову.

Осталось только сделать маленькое чудо — чтобы после такого прямого обучения игрушка сама пошла или выполнила набор действий, заданных своим хозяином.

Сказано — сделано. Topobo — это робот, которого можно просто поводить по столу, последовательно шевеля его ногами или другими частями тела, а затем, нажав кнопку, увидеть повтор всех этих движений. Что-то пошло не так, бот падает? Берите игрушку в руки и повторите все па точнее. И будет вам развлечение, а детишкам — обучение через игру.

Помимо мелких вспомогательных деталей (типа питающих игрушку проводков от сетевого адаптера, проводов, переправляющих информацию между блоками и крепежа) конструктор состоит из элементов двух основных типов.

Первые называются пассивными элементами, а для краткости пассивами (Passive). Это совершенно инертные деталюшки разнообразной формы, из которых можно собирать различные фигурки, простыми движениями стыкуя пассивы между собой.

Узлы второго типа называются активными блоками или попросту активами (Active). Это части робота с сервомоторчиками внутри. В них, как понимаете, — вся соль.

Активы соединяются с пассивами и между собой в любом сочетании. При этом несколько активов ещё связываются силовой и информационной сетью. Каждый актив содержит один моторчик, микросхему с памятью и высокоточный датчик угла поворота.

На корпусе актива есть кнопка, переключающая его (а заодно и всего робота) между режимами записи и воспроизведения. При записи человек своими руками производит с ботом любые желаемые манипуляции, а датчики в активах аккуратно записывают, как меняется угол поворота валов во времени.

При воспроизведении все активы стартуют синхронно, и далее каждый начинает отрабатывать свою партию, хранящуюся во встроенной памяти. Вот, в общем-то, и всё (почти, так как позже мы скажем о более сложных действиях).

Никакого внешнего программирования тут нет, и нет даже единой программы, которая описывала бы какой-либо танец робота. Каждый актив знает только последовательность собственных движений, но этого вполне достаточно, чтобы игрушка работала как единое целое.

Зато при таком подходе максимально упрощается перепрограммирование игрушки после того, как ребёнок разобрал лошадку и слепил из тех же деталей конструктора самоходное колесо . Одно нажатие кнопки запись/воспроизведение , пара перекатываний колеса вручную, и снова нажатие кнопки. И вот уже луноход осваивает просторы квартиры. Третье нажатие всё той же кнопки останавливает машинку.

Кстати, кнопка эта подсвечивается красным во время записи и зелёным при воспроизведении движений — не запутаешься.

Чтобы ещё сильнее разнообразить возможности системы, спецы из Массачусетса придумали особый тип активов, названных королевами (Queen).

Эти активы, будучи соединёнными информационной шиной сразу с несколькими активами обычными, могут управлять последними из своей памяти и даже напрямую — при принудительном перемещении своего вала. Такое подражательство дарит роботу новые способности.

Дальше пошли дополнения и усложнения: скажем, возможность подключения к ботам проводных пультов Robo. Программирование игрушки с таким пультом осуществляется так же, как и раньше — простым воздействием на сочленения зверька руками. Но пульт позволяет записать четыре отдельные программы и потом воспроизводить их по желанию, или вмешиваться в работу подопечного напрямую.

Появился ещё один тип деталей — рюкзак (Backpack), подключаемый при желании к активу. В рюкзаке может содержаться какой-нибудь датчик (скажем — внешнего освещения) или дополнительная кнопка. При помощи последней можно осуществлять модификацию ранее записанной программы (менять размах движений и/или их скорость), а сенсор позволит создавать робота, чьи действия будут зависеть от внешнего освещения.

Наконец, инженеры создали инструмент Remix, позволяющий программировать Topobo при помощи поворота простых колёсиков и рукояток.

В 2007-м Topobo завоевал титул Самой играбельной робототехнической игрушки на международном фестивале (и конкурсе) Robots at Play, проводимом в Дании. Только вот серийного производства этого маленького шедевра как не было, так и...

Теперь появилась надежда: умельцы из медиалаборатории объявили, что ограниченная партия конструкторов Topobo выставлена на продажу (их можно заказать, отправив запрос по электронной почте, указанной на сайте продукта).

Самый простой набор Experimenter состоит из 100 элементов, включающих 85 пассивов девяти форм и два простых актива. Цена такого комплекта составляет $499 (без учёта доставки). Есть ещё комплект из 500 деталей (Workshop, $2499).

Ну а за $4999 можно получить набор Classroom, состоящий из 1000 элементов, в том числе 850 пассивов, 16 простых активов и 8 королев (с таким конструктором одновременно может заниматься целый класс — поясняют авторы системы). Плюс можно докупить сверх набора дополнительные активы (обоих видов) по $199 за штуку.

Так что кибернетический Лошарик понемногу, но идёт в массы, а там, глядишь, и какой-нибудь промышленный гигант подтянется.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Игрушки:

News image

'Юрский парк' для роботов

Создатели нашумевшего терапевтического робота в форме тюленя снова отличились. На этот раз ученые японского института технологий (Japan National Ins...

News image

Рыботы: в водах Лондона плавают неживые существа

У них получилось. Автономный робот чувствует себя в аквариуме действительно как рыба в воде. Если б не яркая игрушечная внешность, плавающую машину ...

News image

Роботы-футболисты сразятся с людьми

12 октября в Университете Карнеги-Меллона (Питсбург, штат Пенсильвания) должен состояться футбольный матч между людьми и автономными роботами. В нео...

Домохозяйки-помошники:

Народ обзаводится роботизированной прислугой

News image

В 2003 году во всем мире использовалось свыше 600 тыс. бытовых роботов, а в ближайшие три года к ним должна присоединиться еще б...

Без конечностей: этажерка на шаре держит равновесие

News image

Забудьте Девочку на шаре . Смотрите: на шаре мобильный робот. Этот шар для него — и ноги, и колёса, и гусеницы. В общем, точка ...

Робот, который драит полы

News image

Сначала компания iRobot освоила чистку ковров, предложив робота Roomba. А в этом году она представит его собрата Scooba, способн...

Трудолюбивый усач: RV-10

News image

Итак, трепетно открываем коробку. Корпус робота оказался цвета серебристый металлик, что шло приятно в разрез с официальной рекл...

Популярные роботы:

I-Sobot: самый маленький робот-гуманоид в мире

News image

Компания Tomy, один из самых крупных в Японии изготовителей технологичных игрушек не только для детей, но и для взрослых, на днях представила общест...

Корея - первая страна роботов к 2015 году

News image

Южная Корея планирует поместить, по крайней мере, по одному роботу в каждый дом к 2015 году. Министерство Информации и Связи Южной Кореи собрало бол...

Новый андроид будет представлять Интернет всей семье

News image

Японская корпорация Speecys построила гуманоида ITR и называет его первым в мире человекоподобным роботом, который будет интегрирован в семью . ...

Напиток от диабета Fobrinol поможет поддерживать нормал

Мудрость древних восточных врачей известна по всему миру. Опыт древних врачей Китая и сегодня используется в передовых клиниках. Предварительную прове...

Фото-ссылки:

News image

Авторизация

>>>: Главная - Игрушки - Лошарик-робот оживает за счёт кинетической памяти
Orange Green Red

Лучшие минироботы:

News image

Робот-червь заползет в организм

Робот-червь спроектирован международной командой специалистов из Италии, Германии, Греции и Великобритании. Модель, больше похожая на жука с лапами,...

News image

Mint Robot 2: прототип электронного хозяина для собаки

Такое нехитрое с высоты сегодняшнего дня изобретение как веб-камера зачастую теперь используется для наблюдения за всем, за чем только можно, однако...

News image

В Токио пройдёт забег роботов-андроидов

12 декабря на улицах токийского района Омотесандо пройдут спортивные состязания по бегу между человекоподобными роботами — Kyosho Athlete Humanoid C...

Лучшие военные роботы:

News image

Роботы помогут развить успех Google Street View

Хотя представляемые сервисом Google Street View панорамные снимки периодически становятся центром скандалов по причине вторжения в частную жизнь поп...

News image

Самый маленький робот-гуманоид

Японский производитель игрушек планирует выпустить в скором времени на рынок миниатюрную модель робота-гуманоида, нацеленного почему-то на взрослую ...

News image

Роботы из принтера

Из принтера показался яркий рисунок, отливающий местами металлом, местами — матовой пластмассой. Взяв листок в руки, человек сложил его по ряду напе...