Компьютерное железо в последние годы прогрессирует невероятно быстро. Частота процессоров регулярно удваивается, объемы памяти и винчестеров растут, скорость доступа к ним тоже увеличивается. Видеокарты способны генерировать практически фотореалистичные трехмерные изображения в реальном режиме времени, мониторы становятся все больше, а картинка на них - все четче. А вот средства ввода - мышь и клавиатура - практически не изменялись с самого момента своего появления. То есть, по компьютерным меркам, со времен просто-таки доисторических. Однако для работы в трехмерном мире, к которому медленно, но верно приближаются системы отображения информации (наголовные дисплеи, стереодисплеи и так далее), эти устройства приспособлены слабо, поскольку третью координату просто не используют.
С другой стороны, практически в любом фантастическом фильме, изображающем технологии будущего или виртуальную реальность, герои манипулируют компьютерами непосредственно своими руками - берут и перемещают объекты, печатают на виртуальной клавиатуре и так далее (тут самое время сослаться на фильм Газонокосильщик , в котором тема виртуальной реальности обыгрывалась весьма успешно). И делается все это при помощи перчаток виртуальной реальности. Собственно, такие перчатки стали таким же неотъемлемым символом виртуальной реальности, как видеошлем или наголовный дисплей. И это неудивительно, ведь рука всегда была самым главным средством влияния человека на окружающий мир. Так сказать, основным средством интерфейса. Ну а если окружающий мир должен стать виртуальным, значит, в нем должна присутствовать виртуальная рука. Осталось только сделать устройство, которое перенесет руку в компьютер. Но если в фантастике все это выглядит легко и просто (потому что придумать коня, который летает по возуху всегда легче, чем объяснить, как именно он это делает), то что же мы имеем в реальном мире?
Попытки создать виртуальную перчатку предпринимаются уже давно и более-менее успешно. Однако, как правило, речь идет о перчатках, разработанных для научных исследований в области альтернативных интерфейсов или каких-то сугубо специфических приложений (например, ввод данных в неблагоприятных условиях - то есть там, где клавиатурой пользоваться не получится или работа с носимым компьютером). В качестве примера можно назвать перчатку DataGlove, созданную еще в 1987 году фирмой VPL Research (кстати, именно эта перчатка использовалась в фильме Газонокосильщик ). Между прочим, по мнению многих западных авторов, основатель VPL Research Джарон Ланье (Jaron Lanier) сделал для укоренения в языке и общественном сознании термина виртуальная реальность не меньше, чем Уильям Гибсон для термина киберпанк .
Так вот, перчатка DataGlove умела измерять только положение пальцев относительно ладони. Для этого в ней использовались оптические волокна, потери света в которых зависели от степени изгиба. Стоила эта перчатка порядка 12000$. Кстати, несколько позже в VPL Research на основе этой же технологии было разработано более глобальное устройство под названием DataSuit. Оно представляло собой полный костюм, пронизанный волоконной оптикой и способный измерять степень сгибания всех основных суставов тела. То есть, DataSuit позволял полностью оцифровать движние тела - рук, ног, туловища. Положение тела в пространстве можно было измерять при помощи четырех дополнительных позиционных датчиков Polhemus.
Было и несколько других разработок. В частности, более простой вариант компьютерной перчатки под названием PinchGlove выпускалась компанией FakeSpace Systems. Это устройство не умело измерять положение, движение и ориенатацию руки. Единственное что умела эта перчатка - определять соприкосновение кончиков пальцев. Впрочем, и такой возможности было достаточно для простого манипулирования предметами в виртуальном пространстве.
Однако первая попытка внедрить новое средство ввода на массовый рынок была предпринята только в 1989 году и компанией отнюдь не компьютерной. Тогда компания Mattel Toys (производитель игрушек) выпустила в широкую продажу перчатку под названием PowerGlove, предназначенную для использования с игровой приставкой Nintendo Entertainment System (NES) вместо гейм-пада. Перчатка была разработана фирмой Abrams-Gentile Entertainment на основе DataGlove по лицензии VPL Research. PowerGlove представляла собой прочную перчатку из лайкры, в пальцы которой были вплетены пластиковые датчики, покрытые токопроводящим составом. Датчики позволяли определить, согнуты пальцы или нет. Кроме того, на перчатке размещались ультразвуковые излучатели и несколько кнопок, совпадавших с кнопками геймпада. Положение перчатки в пространстве считывалось при помощи нескольких микрофонов, которые улавливали ультразвук с передатчика (в другом описании этой перчатки утверждается, что излучатели были неподвижны, а микрофоны находились на перчатке). Таким образом, вся система позволяла определить трехмерные координаты руки, угол поворота ладони и сгибание пальцев.
Впрочем, работала PowerGlove не очень хорошо. Пространственное разрешение было низким, и система часто сбоила из-за некачественных микрофонов. К тому же она не любила отраженный звук, а руку все время приходилось держать направленной на микрофоны, так что она быстро уставала. В общем, первый блин получился комом, потому что устройство хоть и было интересно с технической точки зрения, но с точки зрения потребителя оказалось совершенно бесполезно. Mattel в течение года свернула производство PowerGlove и больше к этой идее не возвращалась. Тем не менее, PowerGlove до сих пор пользуется определенной популярностью, поскольку до недавнего времени это было единственное доступное устройство для любительских экспериментов с виртуальной реальностью. К тому же ее было достаточно легко подсоединить к обычному ПК.
Читайте: |
---|
![]() Японские битвы роботовС 6 по 8 августа нынешнего года в японском городе Кавасаки (крупный промышленный центр в радиусе Большого Токио) прошел ежегодный чемпионат по боям ... |
![]() Новый андроид кувыркается на турникеНебольшого человекоподобного робота RB2000, способного, среди прочего, выполнять гимнастические упражнения на турнике, представили две японские комп... |
![]() ZMP RoboCar – учебно-тренировочная игрушка для разработТокийская компания ZMP представила роботизированную автомобильную платформу RoboCar, предназначенную для тестирования бортовых автоматических систем... |
Без конечностей: этажерка на шаре держит равновесие![]() Забудьте Девочку на шаре . Смотрите: на шаре мобильный робот. Этот шар для него — и ноги, и колёса, и гусеницы. В общем, точка ... |
Робот, который драит полы![]() Сначала компания iRobot освоила чистку ковров, предложив робота Roomba. А в этом году она представит его собрата Scooba, способн... |
Робот-пылесос от LG![]() LG представила модель робота-пылесоса V-R4000 для продаж за пределами Кореи. Новый пылесос имеет размеры 340 x 133 мм, работает ... |
Японцы создали робота-мусорное ведро![]() Специалисты из Технологического университета Тойохаши в Японии представили свою новую разработку. По мнению студентов, на сегодн... |
RFID-управляемые роботы будут править миром![]() Представьте себе типичную игровую площадку. Стоит солнечный день, и дети играют в салки, лупят по тетерболам и болтаются на «рукоходах». Нигде не ви... |
Роботы научились читерству![]() Проведенный исследователями из Политехнической школы Лозанны (Ecole Polytechnique Fédérale de Lausanne) эксперимент показал, что робот... |
Первый робот-повар еще более распространит китайскую ку![]() Южнокитайская компания разработала первого робота-повара и научила его готовить тысячи традиционных китайских блюд. Это уникальное изобретение было ... |
Отели в Карпатах: сезон осень![]() До сих пор думаете, ехать ли на отдых в Карпаты? Давайте детальнее рассмотрим все прелести подобного отдыха. Насыщенный и приятный отдых – это про Кар... |
![]() Самый маленький роботЕсли вы полагаете, что современные мобилки - достаточно миниатюрные электронные устройства, вы, вероятно, еще не слышали о роботе, созданном канадск... |
![]() Введение в KHR-1Эта подборка материалов о сборке робота KHR-1, недавно выпущенном японской фирмой Kondo, знаменитой своими сервоприводами для систем дистанционного ... |
![]() Робот, путешествующий по спинному каналу человекаПомните фантастические фильмы, рассказы о микроскопических роботах, путешествующих внутри человека? Совсем недавно мы уже ставали свидетелями предст... |
![]() Роботы помогут развить успех Google Street ViewХотя представляемые сервисом Google Street View панорамные снимки периодически становятся центром скандалов по причине вторжения в частную жизнь поп... |
![]() Самый маленький робот-гуманоидЯпонский производитель игрушек планирует выпустить в скором времени на рынок миниатюрную модель робота-гуманоида, нацеленного почему-то на взрослую ... |
![]() Роботы из принтераИз принтера показался яркий рисунок, отливающий местами металлом, местами — матовой пластмассой. Взяв листок в руки, человек сложил его по ряду напе... |