Компьютерное железо в последние годы прогрессирует невероятно быстро. Частота процессоров регулярно удваивается, объемы памяти и винчестеров растут, скорость доступа к ним тоже увеличивается. Видеокарты способны генерировать практически фотореалистичные трехмерные изображения в реальном режиме времени, мониторы становятся все больше, а картинка на них - все четче. А вот средства ввода - мышь и клавиатура - практически не изменялись с самого момента своего появления. То есть, по компьютерным меркам, со времен просто-таки доисторических. Однако для работы в трехмерном мире, к которому медленно, но верно приближаются системы отображения информации (наголовные дисплеи, стереодисплеи и так далее), эти устройства приспособлены слабо, поскольку третью координату просто не используют.
С другой стороны, практически в любом фантастическом фильме, изображающем технологии будущего или виртуальную реальность, герои манипулируют компьютерами непосредственно своими руками - берут и перемещают объекты, печатают на виртуальной клавиатуре и так далее (тут самое время сослаться на фильм Газонокосильщик , в котором тема виртуальной реальности обыгрывалась весьма успешно). И делается все это при помощи перчаток виртуальной реальности. Собственно, такие перчатки стали таким же неотъемлемым символом виртуальной реальности, как видеошлем или наголовный дисплей. И это неудивительно, ведь рука всегда была самым главным средством влияния человека на окружающий мир. Так сказать, основным средством интерфейса. Ну а если окружающий мир должен стать виртуальным, значит, в нем должна присутствовать виртуальная рука. Осталось только сделать устройство, которое перенесет руку в компьютер. Но если в фантастике все это выглядит легко и просто (потому что придумать коня, который летает по возуху всегда легче, чем объяснить, как именно он это делает), то что же мы имеем в реальном мире?
Попытки создать виртуальную перчатку предпринимаются уже давно и более-менее успешно. Однако, как правило, речь идет о перчатках, разработанных для научных исследований в области альтернативных интерфейсов или каких-то сугубо специфических приложений (например, ввод данных в неблагоприятных условиях - то есть там, где клавиатурой пользоваться не получится или работа с носимым компьютером). В качестве примера можно назвать перчатку DataGlove, созданную еще в 1987 году фирмой VPL Research (кстати, именно эта перчатка использовалась в фильме Газонокосильщик ). Между прочим, по мнению многих западных авторов, основатель VPL Research Джарон Ланье (Jaron Lanier) сделал для укоренения в языке и общественном сознании термина виртуальная реальность не меньше, чем Уильям Гибсон для термина киберпанк .
Так вот, перчатка DataGlove умела измерять только положение пальцев относительно ладони. Для этого в ней использовались оптические волокна, потери света в которых зависели от степени изгиба. Стоила эта перчатка порядка 12000$. Кстати, несколько позже в VPL Research на основе этой же технологии было разработано более глобальное устройство под названием DataSuit. Оно представляло собой полный костюм, пронизанный волоконной оптикой и способный измерять степень сгибания всех основных суставов тела. То есть, DataSuit позволял полностью оцифровать движние тела - рук, ног, туловища. Положение тела в пространстве можно было измерять при помощи четырех дополнительных позиционных датчиков Polhemus.
Было и несколько других разработок. В частности, более простой вариант компьютерной перчатки под названием PinchGlove выпускалась компанией FakeSpace Systems. Это устройство не умело измерять положение, движение и ориенатацию руки. Единственное что умела эта перчатка - определять соприкосновение кончиков пальцев. Впрочем, и такой возможности было достаточно для простого манипулирования предметами в виртуальном пространстве.
Однако первая попытка внедрить новое средство ввода на массовый рынок была предпринята только в 1989 году и компанией отнюдь не компьютерной. Тогда компания Mattel Toys (производитель игрушек) выпустила в широкую продажу перчатку под названием PowerGlove, предназначенную для использования с игровой приставкой Nintendo Entertainment System (NES) вместо гейм-пада. Перчатка была разработана фирмой Abrams-Gentile Entertainment на основе DataGlove по лицензии VPL Research. PowerGlove представляла собой прочную перчатку из лайкры, в пальцы которой были вплетены пластиковые датчики, покрытые токопроводящим составом. Датчики позволяли определить, согнуты пальцы или нет. Кроме того, на перчатке размещались ультразвуковые излучатели и несколько кнопок, совпадавших с кнопками геймпада. Положение перчатки в пространстве считывалось при помощи нескольких микрофонов, которые улавливали ультразвук с передатчика (в другом описании этой перчатки утверждается, что излучатели были неподвижны, а микрофоны находились на перчатке). Таким образом, вся система позволяла определить трехмерные координаты руки, угол поворота ладони и сгибание пальцев.
Впрочем, работала PowerGlove не очень хорошо. Пространственное разрешение было низким, и система часто сбоила из-за некачественных микрофонов. К тому же она не любила отраженный звук, а руку все время приходилось держать направленной на микрофоны, так что она быстро уставала. В общем, первый блин получился комом, потому что устройство хоть и было интересно с технической точки зрения, но с точки зрения потребителя оказалось совершенно бесполезно. Mattel в течение года свернула производство PowerGlove и больше к этой идее не возвращалась. Тем не менее, PowerGlove до сих пор пользуется определенной популярностью, поскольку до недавнего времени это было единственное доступное устройство для любительских экспериментов с виртуальной реальностью. К тому же ее было достаточно легко подсоединить к обычному ПК.
Читайте: |
---|
В Лондонском аквариуме поселились рыбы-роботыВ Лондонском аквариуме в Каунти-Холле пополнение коллекции рыб. Со вчерашнего дня там плавают три рыбы, которые никогда не были замечены ни в одном ... |
Navirobo - плюшевый медведь с GPS от iXsУ японских производителей есть достаточно странная традиция - время от времени они делают из всеми любимого плюшевого медведя какое-нибудь робоподоб... |
Foxconn начнет производство роботов Ugobe PleoПредставленный широкой публике робот-динозаврик Ugobe Pleo в начале этого года прижился в обществе, возможно, даже став отрадной заменой легендарной... |
Трансформеры добрались и до USB-флэшекКиноиндустрия приучила к тому, что одновременно с выходом очередного блокбастера появляется игра по мотивам этой же киноленты. К... |
Народ обзаводится роботизированной прислугойВ 2003 году во всем мире использовалось свыше 600 тыс. бытовых роботов, а в ближайшие три года к ним должна присоединиться еще б... |
Робот Miuro превращает iPod в стереосистему на колесахЯпонская компания ZMP начала продажи необычного робота под названием Miuro, который может превратить плеер iPod в стереосистему ... |
Робот-пылесос от LGLG представила модель робота-пылесоса V-R4000 для продаж за пределами Кореи. Новый пылесос имеет размеры 340 x 133 мм, работает ... |
В Беркли научили робота складывать полотенцаУчёные из Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley) впервые обучили робота взаимодействию с деформирующимися объектами. Как ни странно,... |
Возможность заполучить нос своей мечты Вам дарит хирургВ центральной части лица каждого человека находится орган, который не только участвует в процессе дыхания, но также и влияет на внешность. Конечно же,... |
Боевой робот из комиксовЯпонская компания Sakakibara Kikai разработала и испытала робота под названием Land Walker , о котором мы уже вкратце писали в прошлых выпусках. Он... |
Как построить роботаКажется, что робот является устройством, для изготовления которого необходимы научные знания, применение определенных навыков и умений и его создание ... |
В iRobot думают, как управлять несколькими роботами разведчиВ прессу поступила первая официальная информация о проекте компании iRobot под кодовым названием Sentinel («Страж»). В частности, была опубликована ... |
EATR – робот, который пасётся на лужайке«Далеко, далеко на лугу пасутся - кто?». Слова из детской песенки-загадки скоро могут обрести совсем другой смысл потому что пастись на лугу будут н... |
Робот-колбаса передвигается как амёбаПодобное колбасе устройство, которое передвигается подобно амёбе, построили специалисты политехнического института Виржинии (Virginia Tech) во главе... |
Роботы помогут развить успех Google Street ViewХотя представляемые сервисом Google Street View панорамные снимки периодически становятся центром скандалов по причине вторжения в частную жизнь поп... |
Самый маленький робот-гуманоидЯпонский производитель игрушек планирует выпустить в скором времени на рынок миниатюрную модель робота-гуманоида, нацеленного почему-то на взрослую ... |
Роботы из принтераИз принтера показался яркий рисунок, отливающий местами металлом, местами — матовой пластмассой. Взяв листок в руки, человек сложил его по ряду напе... |