Бытовые роботы - Искусственный интеллект
Сегодня в традиционной воскресной рубрике IT-байки наших читателей ждёт отнюдь не рассказ о новых достижениях на ниве завтрашних нанотехнологий. И даже не байки о послезавтрашнем дне квантовой физики. И даже не сказка с поучительным концом, но всего лишь рассказ о новых автогонках, но каких! Полагаю, нашим читателям ещё памятны прошлогодние соревнования машин-роботов с призовым фондом $1 млн., которые на протяжении четырёх последних лет организовывало Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США - DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency).
Так вот, в отличие от традиционных гонок, проводившихся в пустыне, этом году заезд пройдёт в условиях, приближённых к городскому, не говоря уж о том, что призовой фонд 2007 года увеличен. Вполне возможно, соревнования DARPA Urban Challenge 2007 так и осталась бы не более чем темой для новостной заметки, если бы… автора этих строк своевременно не занесло в США и ему не удалось бы собственноручно прикоснуться к одному из претендентов на победу в гонках. А ведь с такой информацией, согласитесь, писать про гонки совсем другой резон.
Для начала – немного вводной информации. В начале августа руководство DARPA в лице директора агентства, доктора Тони Тесера (Tony Tether) официально объявило 36 команд, избранных для полуфинального заезда автономных роботизированных автомобилей в гонке Urban Challenge 2007. По результатам заезда Urban Challenge National Qualification Event (NQE), намеченного на 26-31 октября 2007 года, двадцатка лучших команд примет участие в финальном заезде Urban Challenge, который состоится 3 ноября. Призовой фонд в этом году составляет $2 млн. за первое место, $1 млн. за второе и $500 тысяч за третье.
Как видите, ставки выросли, но также неизмеримо усложнились условия заезда с 6-часовым лимитом времени. Если в заездах прошлых лет DARPA Grand Challenge автопробег беспилотных машин происходил на 131,6-мильной (211,7 км) трассе, проложенной по пустыне, то в этом году, как видно из изменившегося названия - DARPA Urban Challenge, для полуфинального и финального заездов выбраны условия, максимально приближённые к городским. Для этого руководством агентства DARPA, по согласованию с Пентагоном (подразделением которого оно и является), был выбран армейский тренировочный полигон, расположенный на бывшей авиабазе George Air Force Base в Викторвилле (Victorville), Калифорния, где подразделения армии США отрабатывают приёмы проведения операций в городских условиях.
По поводу того, что DARPA, затрачивая приличные средства на подготовку таких гонок, преследует, в первую очередь, вполне прикладные военные цели, можно даже не сомневаться. В пресс-релизе, посвящённому DARPA Urban Challenge, об этом говорится вполне недвусмысленно: DARPA selected the location because its network of urban roads best simulate the type of terrain American forces operate in when deployed overseas .. То есть, место проведения гонок с городским расположением дорожной сети максимально отображает тип местности, с которым приходится сталкиваться американским подразделениям при проведении военных операций вне США . Перспективная цель этого заезда также полностью соответствует задаче DARPA, поставленной перед агентством Конгрессом США, а именно, довести к 2015 году количество автономных машин без водителей до трети.
Роботизированные автомобили будут действовать в ситуации с элементами военной миссии, что дополнительно усложняет программу. Как в отборочном туре, так и в финальном заезде автомобили-роботы обязаны действовать исключительно автономно, без какого-либо человеческого вмешательства. Более того, при движении в заданном периметре автомобили обязаны соблюдать правила движения штата Калифорния, такие как маневры при слиянии потоков, движение по кольцевым транспортным развязкам с односторонним движением. Иными словами, как выразился доктор Тесер, Автомобиль обязан вести себя так, как любой другой обладатель водительской лицензии штата Калифорния .
Напомню, что первый заезд автономных машин-роботов состоялся в рамках Grand Challenge in 2004. Тогда заезд по пересечённой пустынной местности с 10-часовым лимитом времени так и не смог выявить победителя, однако цель всё же была достигнута в гонках DARPA Grand Challenge 2005, когда до финиша добрались пять автомобилей, а машина Stanley команды Стэндфордского университета на базе усовершенствованного Volkswagen Toureg преодолела дистанцию за рекордные 8 часов 14 минут.
Вот, собственно говоря, и вся присказка. Дело в том, что на прошлой неделе, приехав в Сан-Франциско для участия в Intel Developer Forum Fall SF 2007, мне удалось лично познакомиться с представителями команды Stanford University, равно как облазить вдоль и поперёк автомобиль Stanley Junior, подготовленный к соревнованиям DARPA Urban Challenge образца 2007 года. Ради справедливости я всё же приведу полный список всех 36 полуфиналистов Urban Challenge 2007:
Читайте: |
---|
Робот-полип залёг на дно и раскинул щупальца вееромПожалуй, только в лаборатории, которой командует женщина, могли создать робототехническую копию примитивной подводной твари из отряда кишечнополостн... |
Японцы готовы начать массовое производство гуманоидныхЯпонская компания ZMP, создавшая в своё время робота-ребёнка PINO, обнародовала опытный образец нового гуманоида Nuvo, который к концу 2004 года буд... |
Домашний робот за 7 тысяч долларовСколько денег вы могли бы потратить на приобретение робота? Японская компания ZMP предлагает новую модель своего домашнего робота Nuvo Humanoid за с... |
Роботы-пылесосы станут умнееСовременные роботы должны выполнять работу, которая человеку или не нравится вообще, или не приносит удовольствия. К примеру – у... |
Робот-мухоедУченые из Университета Западной Англии в Бристоле разработали уникального робота, способного самостоятельно генерировать электри... |
Робот-уборщица от iRobotКомпания iRobot представила своего нового робота Scooba. Этот робот предназначен для уборки в доме. Он может чистить, мыть, пыле... |
Spykee - личный робот уже сегодняВспомните, как в далекие девяностые были оптимистичные мысли о развитии электроники, одной из тем для разговоров были роботы, м... |
Флейтиста из нержавеющей стали готовят на смену живым мПолёт шмеля. Римский-Корсаков. Мучительные воспоминания для тех, кто учился в музыкальной школе, – невероятно сложная высокоскоростная композиция. Я... |
Кибернетика и сознаниеЯвления, которые отображаются в таких фундаментальных понятиях кибернетики, как информация и управление, имеют место в органической природе и общест... |
ГраниторыГраниторы являются фризерами, которые предназначаются для производства замороженного льда. Но по причине их дешевизны, поставщики оборудования вынужде... |
Роботы – партнерыТокио по праву считается самым дорогим городом мира. Водитель автобуса там получает около $5000 в месяц. И если представить себе эту профессию без ч... |
Ох уж эти роботыНовость просто под стать кадру дня. Роботы, как вы знаете, бывают разными, иногда немного безобразными, но большей частью они могут двигаться. Но ес... |
Дежурные роботы-мокрицы подождут пожар в лесуOLE! OLE-OLE-OLE!.. Не странно ли кричать такое во время пожара? Нет, не странно — если пожар лесной. Впрочем, настоящий пожар в тех зарослях, где... |
Девушка-робот ходит как модельСоздатель роботов Tomotaka Takahashi из компании Robo Garage создал робота-девушку, версию своих дружелюбных роботов. Female Type (FT) имеет 35 см р... |
Роботы помогут развить успех Google Street ViewХотя представляемые сервисом Google Street View панорамные снимки периодически становятся центром скандалов по причине вторжения в частную жизнь поп... |
Самый маленький робот-гуманоидЯпонский производитель игрушек планирует выпустить в скором времени на рынок миниатюрную модель робота-гуманоида, нацеленного почему-то на взрослую ... |
Роботы из принтераИз принтера показался яркий рисунок, отливающий местами металлом, местами — матовой пластмассой. Взяв листок в руки, человек сложил его по ряду напе... |