Бытовые роботы - Искусственный интеллект
Сирены и жёлтые мигалки предупреждали зрителей о приближении беспилотных машин. Но автомобили, оснащённые искусственным интеллектом, и так было сложно спутать с обычными. И пусть в этой гонке иные железные водители допускали ошибки, она войдёт в историю: впервые роботы-автомобили показали, что способны передвигаться в городском трафике без команд извне.
3 ноября 2007 года в местечке Викторвилль (Victorville), что в Калифорнии, успешно прошла гонкаDARPA Urban Challenge — первое в мире соревнование автомобилей-роботов в городских условиях.
Два года назад беспилотные машины впервые в истории доказали, что способны не просто работать в реальной обстановке (на местности), но самостоятельно преодолевать весьма протяжённые маршруты. Тогда несколько транспортных средств, оборудованных сонмом камер, лидаров, радаров и мощных компьютеров, победили пустыню. Потом было принято решение о переносе этой гонки в город.
Мы рассказывали о подготовке этого состязания. Напомним лишь, что автомобили должны были преодолеть сложный городской маршрут: проехать кучу перекрёстков (разных типов) и поворотов, большие и маленькие улицы, заехать на парковку и выехать из неё, выполнить кучу прочих манёвров. И всё — самостоятельно.
Конечно, устроители гонки (из научно-исследовательского агентства Пентагона DARPA) приняли целый ряд мер для обеспечения безопасности. Начиная с того, что город, в котором проходило соревнование, был искусственным: его возвели на месте бывшей военной авиабазы Джордж (George). Так что жителей тут не было — только зрители и судьи на трибунах и за ограждениями.
Кроме того, за каждым автомобилем-участником гонки следовала обычная легковушка с людьми борту. Нет, здесь никто не управлял роботами дистанционно. Но в машинах сопровождения экипажи везли аварийные кнопки, которые могли полностью выключить роботов, если бы те вдруг решили направиться в опасную сторону (к трибунам, например).
А так обстановка на полигоне была самой привычной. Дома, улицы и тротуары, дорожные знаки и разметка... Здесь не было установлено каких-либо радиомаяков или ламп вдоль краёв дорог — никаких поблажек. Любой водитель или пешеход, попав сюда, увидел бы самый обычный маленький провинциальный городок. Так что машинам надо было напрягать свои мозги , чтобы пройти намеченный судьями маршрут. Тем более что вместе с роботами по городу ездило ещё 30 обычных авто, управляемых людьми, — для создания более-менее правдоподобного трафика. И это не считая упомянутых машин сопровождения.
В целом можно сказать, что необычные транспортные средства замечательно справились с невиданной ранее задачей. Хотя некоторые небольшие казусы всё же случались. Так, два компьютеризированных авто ухитрились столкнуться между собой. Случилось это на небольшой скорости, и ДТП обошлось практически без повреждений. Оба робота успешно продолжили гонку.
Ещё зрителей немного повеселил робот TerraMax, созданный компанией Oshkosh Truck. Примечательна машина хотя бы тем, что это — довольно крупный и тяжёлый грузовик, единственный на DARPA Urban Challenge (остальные команды превращали в роботов легковушки, джипы и минивэны). Ради него даже пришлось во время постройки трассы выбрать побольше ширину дороги.
В 2005 году TerraMax принимал участие в DARPA Grand Challenge, и пусть в тот раз он пришёл к финишу последним, аппарат от Oshkosh Truck стал одним из пяти автомобилей-роботов, преодолевших весь маршрут гонки (из 23 стартовавших). А в нынешнем соревновании искусственный интеллект TerraMax оплошал, и через некоторое время после начала гонки жёлтый беспилотный грузовик закончил состязание, заехав в пустой (как и всё в этом искусственном городке) магазин.
Не только компьютер TerraMax дал маху. Из-за различных проблем очень многие команды не сумели завершить гонку. Но три лидера (все, уложившиеся к тому же в 6-часовой лимит времени, определённый правилами) показали образцовую езду.
Машины-роботы терпеливо пропускали на перекрёстках другие авто (идущие по главной дороге), после чего аккуратно поворачивали в нужном направлении, не забыв заранее включить поворотники. Так же осторожно и неспешно, словно начинающие водители, опасающиеся дорожной полиции, они выполняли и другие задачи на трассе. И так без приключений добрались до финиша.
Призовые $2 миллиона за первое место в DARPA Urban Challenge ушли команде Tartan Racing, созданной специалистами из университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University) и компании General Motors. Их машина Boss (построенная на основе Chevrolet Tahoe) преодолела городскую дистанцию длиной около 90 километров за 4 часа. Средняя скорость составила примерно 22 километра в час.
Команда утверждает, что одной из ключевых технологий, позволивших роботу превосходно ориентироваться в обстановке, стал новый лидар. Он представляет собой блок из 64 лазеров, вращающийся со скоростью 10 оборотов в секунду и производящий за это время по миллиону измерений дистанции до самых различных предметов.
Крис Урмсон (Chris Urmson), главный инженер Tartan Racing, пояснил, что лидар создавал в компьютере целое облако точек , по которому машина могла понять — где находятся другие автомобили, здания, деревья, бордюры и так далее. Лидаром, впрочем, глаза робота не исчерпывались — на крыше у него были смонтированы цифровые камеры.
Это большой день для робототехники , — заявил Крис после триумфального завершения субботней гонки.
Команда из университета Стэнфорда — Stanford Racing, которая в 2005 году в гонке автомобилей-роботов по пустыне оказалась победителем — в этот раз также выступила весьма достойно, завоевав второе место. Машина Junior (созданная на основе Volkswagen Passat Variant) принесла Стэнфорду $1 миллион призовых денег. Она потратила на преодоление всей дистанции примерно на 20 минут больше, чем робот-победитель.
Ну а приз в $500 тысяч (третья ступенька пьедестала) достался команде VictorTango политехнического института Вирджинии (Virginia Tech). Её автомобиль Odin (превращённый в робота Ford Escape Hybrid) затратил на гонку на 20 минут больше времени, чем Junior, и, соответственно, на 40 минут больше, чем Boss.
Вообще же, надо отметить, что в финал этого соревнования вышло 11 команд (а в ведь полуфинале их было целых 36). Но только шесть машин-роботов пересекли финишный створ после целого дня поездок по городу.
Директор DARPA Тони Тезер (Tony Tether) назвал результаты соревнования фантастическим достижением и подчеркнул, что отработанные здесь технологии готовы для передачи в другие компании и институты для дальнейшего углубления и развития. Также Тезер особо отметил, что ни одна из трёх машин-победительниц не нарушила правила дорожного движения, так что три места на подиуме распределились исключительно по времени прохождения дистанции этими автомобилями.
Ларри Бёрнс (Larry Burns), вице-президент GM, комментируя субботнюю гонку, заявил, что разработка серийных авто с системой искусственного интеллекта, позволяющей им самостоятельно ездить в городских условиях — одно из важных направлений развития автоиндустрии. Представьте себе, что вы одновременно разговариваете по телефону, поедаете завтрак и просматриваете почту, совсем бросив управление своим автомобилем , — поясняет Бёрнс. Он утверждает, что авто с таким уровнем сознания появятся на дорогах в 2015 году.
Читайте: |
---|
Умный робот из конструктораБританский журнал Real Robots предлагает своим читателям собрать из поставляемых вместе с журналом деталей собственного робота Cybot. Процесс сборки... |
Корейский андроид будет кататься на самокате SegwayПервый южнокорейский человекоподобный робот HUBO, в конце прошлого года прославившийся тем, что носил на плечах голову Эйнштейна, начал осваивать са... |
Трансформеры: компьютер в теле Optimus Prime36-летний житель Пенсильвании Джон Магнус (John Mangus) соорудил одну из самых впечатляющих модификаций корпуса компьютера! Его Optimus Prime PC уме... |
Трудолюбивый усач: RV-10Итак, трепетно открываем коробку. Корпус робота оказался цвета серебристый металлик, что шло приятно в разрез с официальной рекл... |
Робот Miuro превращает iPod в стереосистему на колесахЯпонская компания ZMP начала продажи необычного робота под названием Miuro, который может превратить плеер iPod в стереосистему ... |
Spykee - личный робот уже сегодняВспомните, как в далекие девяностые были оптимистичные мысли о развитии электроники, одной из тем для разговоров были роботы, м... |
Робот-пылесос за 85 тыс. долларовОдной из основных «специальностей» робота является уборка помещений с помощью встроенного пылесоса. Впрочем, на этом функции уст... |
Деньги и стройка!Для строительства дома очень нужны деньги. Деньги не просто нужно заработать. Ведь будет очень неприятно, если мы начнем строить и деньги у нас законч... |
Услужливый робот поможет людям дома и на работеОх уж эти японские инженеры… Разбросали по полу игрушки! И не где-нибудь, а на выставке робототехники в Китакюсю (Kitakyushu Robot Forum). Впрочем, ... |
Управление роботом силой мыслиЕсли говорить о роботах в аспекте классической научной фантастики, то сразу разговор заходит о машинах, или обладающих своим собственным интеллектом... |
Роботы-массажисты существуют!Надеюсь теперь многие по-другому отнесутся к современному роботостроению и перспективам данной отрасли. Вы только представьте не устающее и всегда г... |
Роботы-тараканы будут исследовать газовые трубыПомочь в наблюдении за сохранностью самолетов, атомных станций, нефтяных вышек и прочих промышленных сооружений призваны роботы. Размером всего 1... |
Автономный микросамолёт будет летать как муха10-граммовый автономный самолётик Microflyer с 36-сантиметровым размахом крыла, который пытается подражать навигационным способностям насекомых, одн... |
EATR – робот, который пасётся на лужайке«Далеко, далеко на лугу пасутся - кто?». Слова из детской песенки-загадки скоро могут обрести совсем другой смысл потому что пастись на лугу будут н... |
Роботы помогут развить успех Google Street ViewХотя представляемые сервисом Google Street View панорамные снимки периодически становятся центром скандалов по причине вторжения в частную жизнь поп... |
Самый маленький робот-гуманоидЯпонский производитель игрушек планирует выпустить в скором времени на рынок миниатюрную модель робота-гуманоида, нацеленного почему-то на взрослую ... |
Роботы из принтераИз принтера показался яркий рисунок, отливающий местами металлом, местами — матовой пластмассой. Взяв листок в руки, человек сложил его по ряду напе... |